Судим Линча: Beat Film Festival сделал творчество мэтра главной темой

За последние несколько лет Beat Film Festival превратился в уникальный ивент, он точно больше, чем просто «еще один фестиваль». Такой программы документального кино больше нет нигде в России, здесь чуть ли не каждый фильм — участник Канн, Венеции, Берлина или «Сандэнса». И хотя фест заявляется как формат «кино о новой культуре», в действительности фильмы здесь и о «старой» культуре, и о выдающихся личностях, и о самых важных проблемах современного человечества. «Известия» выбрали из программы то, что точно пропускать нельзя.

Много Дэвида Линча

В этом году творчество и личность великого режиссера — главная тема фестиваля. В подборке «Линч: Начало» покажут отдельным сеансом короткометражки Линча, которые вполне известны синефилам, но на большом экране бывают редко. Поклонники режиссера хорошо помнят фильм «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве» (David Lynch: The Art Life), который несколько лет назад выходил в российский прокат. В этот раз его покажут снова, и, скорее всего, опять придут зрители. Еще одна популярная картина, «Линч/Оз» (Lynch/Oz), в российских кинотеатрах ранее не показывалась, но доступна в подписках онлайн-платформ.

Судим Линча: Beat Film Festival сделал творчество мэтра главной темой

Фото: Exhibit A Pictures

Но главный цимес этой секции фестиваля — свежайший «Добро пожаловать в Линчлэнд» (David Lynch, une énigme à Hollywood), только что премьерованный в Каннах французский док, который представлял на Круазетт сын режиссера. Эту картину в России, понятное дело, пока не видел никто, и она как раз представляет собой особую ценность в глазах тех, для кого Линч всегда был больше, чем просто еще одним американским режиссером. А таких, как мы понимаем, много. Среди спикеров в картине — Кайл Маклоклен, Лора Дерн и Изабелла Росселлини, звезды с культовым статусом, которые у многих и ассоциируются прежде всего с кинематографом Линча. Говорят, билеты на эти сеансы уже наполовину раскуплены.

The Beatles: о чем говорил Нью-Йорк (Things We Said Today)

«Оживлением» хроники сегодня никого не удивишь, и если бы режиссер Андрей Ужика просто почистил старые кадры и звук и добавил бы к ним шумы, может, этот фильм и не получил бы премьеру на прошлом Венецианском кинофестивале. Хотя всё равно это шанс совершить путешествие на машине времени и оказаться в 1965 году.

В Нью-Йорк приезжают ошалевшие от свалившейся славы «Битлы», толпы фанаток пытаются прорваться к кумирам, журналисты выкрикивают каверзные вопросы. Но город живет своей жизнью, на улицах столько всего, что концерт самой популярной в мире группы отступает на второй план. И Ужика придумывает двух вымышленных персонажей, в фильме они просто нарисованы и озвучены прямо среди хроники. Причем у одного из этих героев есть волшебный доступ к «Битлам», он может быть прямо рядом с ними, о чем миллионы девушек тогда могли только мечтать. А он всё же немного призрак и наслаждается своей свободой. Хочет — оказывается чуть ли не в одной машине с «Битлз», хочет — гуляет по городу, наслаждаясь летом, молодостью — и горьким ощущением того, что всё это исчезнет, оставшись только на пленке и в его памяти, такой же вымышленной, как он сам.

Ансельм. Шум времени (Anselm — Das Rauschen der Zeit)

Немецкий классик Вим Вендерс уже много лет успешно сочетает работу в игровом и документальном кино. Причем, с возрастом (а в этом году Вендерсу стукнет 80) он не снижает творческой интенсивности. В 2023-м режиссер представил в Каннах фильм «Идеальные дни», который завоевал награду за лучшую мужскую роль (японский актер Кодзи Якусё). И на том же смотре показал док про художника Ансельма Кифера.

Судим Линча: Beat Film Festival сделал творчество мэтра главной темой

Фото: TASS/FRANCK ROBICHONНемецкий режиссер Вим Вендерс

Первая лента добралась до нас еще в прошлом году, вторая — только сейчас. Но если «Идеальные дни» ничуть не хуже воспринимаются и при домашнем просмотре, то «Ансельм. Шум времени» создан, конечно, с прицелом на большой экран. Кифер — автор огромных полотен, масштабных инсталляций. Это искусство, которое при всей своей драматичности, порой болезненности дарит чисто визуальное наслаждение. И Вендерс мастерски переносит этот эффект в свое произведение. Создает на основе образов Кифера собственную кинопоэзию. И всё же по сравнению с новаторскими «Идеальными днями» «Ансельм. Шум времени» кажется весьма традиционным. Будем честны: Вендерса здесь меньше, чем Кифера. Впрочем, медитативность, меланхолия и мудрость присущи двум гениям в равной степени.

Цепные реакции (Chain Reactions)

Еще один фильм из программы Венеции. Что общего между «Огнями большого города», «Волшебником страны Оз», «Носферату», «Могилой светлячков», «Одним пропущенным звонком», «Безумным Максом», комедиями Бастера Китона, «Бэмби» и «Техасской резней бензопилой»? Как ни странно, довольно много. Режиссер Александр О. Филипп создал не просто синефильский продукт с «говорящими головами» и нарезкой классических кадров. У него получилось анархистское аудиовизуальное эссе, где в хронологическом центре истории кино разместился, словно паук посреди паутины, малобюджетный хоррор «Техасская резня бензопилой». Как систему образов он воспроизводит готовые архетипы, порождая новые, создавая специфическое пространство киномифологии.

Судим Линча: Beat Film Festival сделал творчество мэтра главной темой

Фото: TASS/Taylor JewellШвейцарско-американский режиссер Александр О. Филипп

Среди собеседников режиссера писатель Стивен Кинг и режиссер Такаси Миике, каждый из которых выстраивает свою систему хоррора, но в основе этой системы — обязательно «Резня бензопилой». Понятно, что это полемический прием, шутка для гиков, но в этом так много любви к кино, что хочется хотя бы полтора часа верить в эту безумную идею. А девушка с голой спиной снова и снова подходит к дому в знаковой сцене «Резни» — и это уже не просто фрагмент хоррора, но поэзия киногения в чистом виде.

На красной дорожке к голливудским суперзвездам присоединился Марк Эйдельштейн

Хищники (Predators)

Может, американские зрители к такому привыкли, но для российского это точно выглядит несколько экзотично. Оказывается, 20 лет назад на NBC выходило популярное тру-крайм шоу «Поймать хищника». Формат был такой. Взрослые актеры выдавали себя за несовершеннолетних и перепиской и звонками заманивали в «свой» дом педофилов. Дом, естественно, был утыкан скрытыми камерами. Структура шоу была одна и та же. Вот «подросток» связывается с педофилом, вот тот приезжает, видит перед собой ребенка, флиртует с ним. «Ребенок» приглашает взрослого в дом. А потом «ребенок» вдруг выходит из помещения, а вместо него туда заходит ведущий шоу. Дескать, здравствуйте, любезный, вот вы и попались. Шокированный преступник после этого обычно выбегал из дома, а там его уже поджидала полиция. Телеаудитория была в восторге.

Прошли годы, и авторы фильма «Хищники» решили провести ревизию. Они нашли теперь уже немолодого актера, который был подсадной уткой в шоу, играл «мальчика». Встретились с тем самым ведущим, который эффектно выходил к педофилам. И решили поразмышлять о том, что же это такое было. О том, какие психологические травмы получили юные актеры. О том, что педофилы, возможно, никогда могли не проявить свои наклонности, если бы их так мастерски не «соблазняли» штатные эксперты-психологи. О том, к каким инстинктам аудитории обращалось на самом деле это шоу. Разговор получился невеселый и вдумчивый. После яркой премьеры на «Сандэнсе» фильм движется в сторону «Оскара» и имеет неплохие шансы его получить.

Источник: iz.ru

Next Post

Пляжный гардероб: что взять с собой на морской отдых

freepik Собираясь на море, хочется взять все — и нужное, и «на всякий случай». Но чем функциональнее ваши вещи в чемодане, тем легче отпуск. Персональный стилист и имидж-эксперт Анастасия Жарикова рассказала WomanHit, как собрать красивый и продуманный пляжный гардероб без стресса и перегруза. 1. Конечно, нужен купальник, а лучше два […]